Общая психологическая модель личности сотрудника


Общая психологическая модель личности сотрудника
Научное описание комплекса основных качеств, необходимых сотруднику ПОО для того, чтобы соответствовать основным требованиям ПД и осуществлять ее успешно. Модель призвана выполнять функцию эталона, ориентира, критерия при разработке системы работы с персоналом, оценке степени сформированности личности конкретных сотрудников, при отборе на службу. Она является основной для других видов ее, разрабатываемых по специальностям и должностям. Общая психологическая модель включает две основные группы свойств: основных (базовых) и социально-психологических.

А) Основные (базовые) психологические свойства характеризуют сотрудника как социализированную в процессе онтогенеза (прижизненного развития) индивидуальность. 1) Профессиональная направленность - ведущее психологическое свойство, в котором представлена вся система побуждений сотрудника, его направленность на применение всех своих сил и способностей в ПД. В развитом виде она характерна положительным отношением к профессии сотрудника, оценкой ее как важнейшей и отвечающей главным особенностям собственной личности, внутренним одобрением ее целей и задач, потребностью посвятить себя их достижению и решению, участию в создании правового государства, склонностью и устойчивым интересом к проблемам борьбы с преступностью, установками на использование законных и цивилизованных способов решения задач, взвешенным отношением к трудностям профессии. Оценка и развитие этого свойства имеет решающее значение. Подгруппа социально-мотивационных качеств направленности отражает общую направленность жизни личности, в рамках которой находится и побуждения к занятию ПД, это зрелые ценностные ориентации, идеалы, жизненные планы и интересы, потребности, побуждения к активному участию в жизни страны, решению проблем, стоящих перед российским обществом. Подгруппа профессионально-мотивационных качеств – социально развитая потребность в личном участия в укреплении законности, правопорядка, защите прав, свобод и личного достоинства граждан, борьбе с антиобщественными проявлениями. и преступностью, связанные с этим правосознание, профессиональная концепция, любовь к ПД и избранной специальности; установка на правомерные и деловые цели и способы роботы, умение сочетать личное с общественным, стремления к личностному и профессиональному росту, здоровое служебное честолюбие, и др. 2)) Морально-психологические (морально-характерологические) качества. Их роль и специфика определяются неразрывной связью морали и права, правоохранительных задач и борьбы со злом и несправедливостью, глубоко нравственной сущностью исполнения права и утверждения законности в жизни. К ним относятся: общетрудовые качества (трудолюбие, добросовестность, ответственность, обязательность, дисциплинированность и др.), профессионально-трудовые (обостренное отношение к справедливости, истине и правде, преклонение перед законом, правопослушность принципиальность, неподкупность, преданность долгу, верность Присяге, профессиональная честь, непримиримость к нарушениям закона), человеческие (гуманность, доброжелательность, уважительность, вежливость, справедливость, совестливость, порядочность и др.), самооценочные (адекватная самооценка, самокритичность, требовательность к себе, самоуправляемость, морально-психологическая стойкость и др.), морально-психологическая подготовленность (см. Морально-психологическая подготовленность сотрудника). 3) Профессионально-психологические деловые качества – профессиональные способности (к ПД, специальности, интеллектуальные, организаторские, коммуникативные), волевые качества (активность, инициативность, самостоятельность, решительность, упорство в достижении цели, организованность, плановость, аккуратность, обязательность, предусмотрительность и др.), общительность, умение работать с людьми, коллективистичность, готовность к взаимодействию. 4) Профессиональная подготовленность: профессиональная образованность, профессиональное мастерство, профессионально-психологическая и профессионально-педагогическая подготовленность, экстремальная подготовленность. 5) Психофизиологические качества – сила нервной системы, скорость реакций, эмоциональность, уравновешенность, толерантность, устойчивость к риску, устойчивость к психическим перегрузкам, работоспособность и др.

Б) Социально-психологические свойства личности сотрудника – приобретенные и проявляющиеся в жизни и профессиональной деятельности особенности контактов с основными общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими людьми, достижениями человеческой цивилизации. Основаниями для выявления этих свойств выступают реальные отношения сотрудника с социальной действительностью. К основным из них относятся: 1) отношения к миру и жизни – мировосприятие и мироотношение; 2) отношения к целям и перспективам жизни в общности – мотивация достижений в самореализации и самоутверждении в процессе жизни и профессиональной деятельности (кем быть и каким быть); 3) отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры – цивилизованность отношений, поведения, образа жизни; 4) отношения с обществом – гражданственность, 5) отношения с общностью, группой, в составе которой он живет и действует – групповая интегрированность в правоохранительную общность, коллектив ПОО; 6) отношения к людям – коммуникативность (в широком понимании – общительность, открытость, дружественность, справедливость, гуманистичность, порядочность, справедливость, честность, чувствительность к чужой беде, альтруистичность и др.), 7) отношения к необходимости должного участия в жизни группы и совершенствования своего образа жизни – социальная активность; 8) уровень фактической реализованности своих психологических возможностей (задатков, способностей, потенциала) в достижении успехов в жизни и профессиональной деятельности – самореализованность;9) отношение в трудностям жизни – жизнестойкость; 10) отношение к самому себе как к «самости» и члену человеческих сообществ – самоосознаваемость ( «Я-образ» в его социально-психологических составляющих.

(А.М. Столяренко)

Литература: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие) // Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М., 1997; Прикладная юридическая психология…С. 155-183, 247-252; Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998; Социальная психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001. С. 500-510.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Общая психологическая модель личности сотрудника" в других словарях:

  • Формирование личности юриста у обучающихся в юридических образовательных учреждениях — Обеспечение того, чтобы в ПОО работали умные, способные, ответственные, честные люди – одна из важнейших задач в работе с персоналом. Она может быть решена по комплексу направлений, среди которых важное место занимает работа с молодыми людьми –… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Социально-психологические факторы в службе и деятельности персонала ПОО ПД — деятельность для людей, с людьми и среди людей. Поэтому она вплетена в «паутину», систему социально психологических связей, зависимостей и влияний (см. Социально психологический подход в ЮП) и неотрывна от них. В ней есть три основные сферы со… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Способности к ПД — Совокупность индивидуально психологических особенностей личности, являющихся необходимым условием для успешного овладения и осуществления той или иной деятельности. Способности учитываются при отборе в ПОО и во всей работе с персоналом в процессе …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Выготский, Лев Семёнович — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Могилёвская губерния, Российская империя Дата …   Википедия